Социальные проекты СМИ

В рамках конференции «Журналистика в 2018 году: творчество, профессия, индустрия» 7 февраля на факультете журналистики МГУ состоялся круглый стол «Социальные проекты СМИ». Его организовали факультет журналистики и Центр «Благосфера». Представители «Россия сегодня», «Новой газеты» и БФ «Арифметика добра» рассказали о своих инновационных проектах, поднимающих актуальные социальные проблемы. В круглом столе приняли участие преподаватели факультетов журналистики российских вузов, журналисты и сотрудники НКО.

Социальный проект становится все более распространенной практикой для профессиональных редакций российских медиа – сегодня их разработкой и реализацией занимаются СМИ различных видов и форматов. Цель этих проектов – в доступной форме рассказать широкой аудитории об остро стоящих социальных проблемах, явлениях и социальной практике, содействовать с их помощью большей включенности общества и социальным изменениям. На круглом столе были представлены медийные проекты, использующие новейшие форматы и технологии. Партнерами и экспертами в разработке проектов выступили некоммерческие организации.

О мультимедиа-проекте «Вместе «С» рассказала корреспондент «Новой газеты» Алиса Кустикова. Его герои – люди с гепатитом C, которым предстоит сделать выбор о своем лечении. В этом им может помочь каждый из читателей «Новой газеты», который, переходя по ссылке на проект, становится его участником. В зависимости от принятого им решения – лечиться за границей, остаться в России или искать здесь нелегальный зарубежный препарат – зависит дальнейшая судьба героя. Проходя весь путь лечения с ним, участник проекта открывает для себя те факты о гепатите, которые привыкли замалчивать, но о которых на самом деле должен знать каждый.   

«Этот проект создавала команда из 14 человек. Мы старались максимально погрузиться в тему, много консультировались с представителями НКО, – поделилась Алиса Кустикова. – В том числе благодаря их экспертному мнению мы смогли вникнуть во все детали и создать яркий, драматичный проект, который интересен широкой аудитории. Он прост в понимании, не изобилует медицинскими терминами и захватывает правдивыми человеческими историями».

О VR-проектах МИА «Россия сегодня»рассказала заместитель главного редактора Наталья Лосева. Их идея – полное погружение в мир людей с инвалидностью. Устанавливая приложение «Слепые в большом городе», пользователь может узнать, как незрячий человек видит окружающий мир и попробовать совершить прогулку по городу, смотря на мир его глазами. А в приложении «Механика аутизма» можно пойти в супермаркет, словно оказавшись в теле человека с аутизмом – таким образом понимаешь, что чувствуют люди с ментальными особенностями и чем объясняются те или иные особенности их поведения.

«В формате VR вы оказываетесь в смоделированной реальности и можете взаимодействовать с существующими в ней персонажами. Мы не говорим, что этот формат скоро вытеснит все остальные, но он обладает уникальными возможностями, и за ним действительно будущее. Он помогает включать широкую аудиторию и в развлекательном формате рассказывать о важных социальных проблемах. Именно поэтому для создания своих проектов мы выбрали VR», — объяснила Наталья.

Директор по PR и маркетингу фонда «Арифметика добра» Екатерина Дмитриева рассказала о совместном проекте фонда и Arzamas «У Христа за пазухой: сироты в культуре». Он состоит из аудиолекций о проблеме сиротства и специально созданных тематических материалов: подборка книг и фильмов о сиротах, интервью, рассказы о известных людях, выросших в детских домах. Чтобы показать, что проблемы с детскими домами связаны с самой системой как идеей, фонд вместе с журналистами совершает исторический экскурс, рассказывая о разных этапах формирования такой системы в мире.

Одним из наиболее остро обсуждавшихся на круглом столе вопросов стал вопрос о грани между журналистикой и активизмом. Одни считают, что и социальные проекты СМИ должны в первую очередь информировать, не ставя перед собой задачу вовлечения людей в решение социальных проблем или реакцию на них. Другие уверены, что такого рода проекты неминуемо влияют на отношение и поведение людей и ведут к социальным изменениям, даже если журналисты не ставили перед собой такой задачи. «Я считаю некоторым лукавством говорить, что такие проекты созданы только для информирования, — говорит Марина Бережная, профессор Санкт-Петербургского государственного университета. – Вовлекая людей в материал, особенно с помощью новых технологий, мы погружаем их в проблему и формируем их отношение к ней. И часто подталкиваем к определенным действиям, даже если не призываем впрямую подписывать петиции».

Центр «Благосфера» и далее планирует устраивать встречи специалистов из сферы медиа и НКО для обсуждения совместных инициатив в разных форматах, как на площадке центра, так и в рамках других профессиональных событий.

Еще нет комментариев!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

X